Учиться любить

Тебе не режет слух это выражение: «учиться любить»? Как это — учиться чувству? Или ты любишь, или нет. Чему тут учиться?

Оказывается, есть чему. Собственно, все люди так или иначе очень долгое время, годы, обучаются чувственному поведению. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человеку для жизни нужны еще два фактора: сознание и знание. Умственный, духовный процесс — обязательный предшественник физическому сближению мужчины и женщины. Вот и выходит, что учиться надо всему — и духовному контакту, и физиологии. Участие в интимной близости детородных органов — лишь один из аспектов интимных отношений.

Огромную роль играет в любви эмоциональность. Ее тоже можно в себе развить и, наоборот, притупить. Между тем благодаря эмоциональности мы становимся способными к переживаниям, наслаждению, тоске, нежности. От примитивных эмоций, свойственных как животным, так и человеку, мы можем прийти к более высоким: обожанию, почитанию, чувству ответственности, преданности. А это слагаемые любви.

Так что любовь — очень сложный комплекс. Притом у разных людей наиболее важное место в любви занимают разные ее стороны. Со временем даже у одного и того же человека на первое место может выйти то та, то другая сторона. К примеру, известно, что в первые месяцы молодые супруги сближаются в два и даже в три раза чаще, чем во время своей последующей жизни. В чем здесь дело? А в том, что чувственная сторона любви в начале брака («медовый месяц») выражена ярче. Духовные же связи со временем укрепляются, как бы оттесняя сексуально-чувственное с переднего края любви.

Чем духовный облик человека выше, чем шире круг его.интересов, чем разностороннее его знания, тем богаче и его этические взгляды, выше его мораль. А в системе его чувств этика и мораль занимают более почетное место. И наоборот, чем культурный уровень ниже, чем круг интересов уже, тем больше места отдается физическим ощущениям, естественно, и сексуальным тоже. Попросту говоря, такой человек больше думает о теле и меньше о душе.

В ходе исследований учителя средней школы задали пятидесяти пяти восьмиклассникам вопрос: чего ты ждешь от жизни? Вот результаты опроса. Ждут от жизни материальных благ — 5. Счастья — 10. Всего хорошего — тоже 10. Любви — 4. Семейного счастья — 3. Приключений — 3. Некоторые ответили, что хотят достичь успехов в рисовании, окончить техникум, школу, поступить в институт и т. д. И только два человека сказали, что от жизни они ничего ждать не собираются, а собираются сами всего достигать.

Подготовлены к жизни наши опрошенные? Им задавали и другие вопросы, чтобы выяснить это. Судя по ответам, большинство из них любят артистов и спорт, фантастику и приключения, индийские фильмы и легкую музыку: Но взаимоотношения людей интересовали не многих.

Похоже, что к любви они подготовлены примерно так же, как герои романа Ричарда Олдингтона «Смерть героя».

Джордж Огест не знал, как зарабатывать на жизнь; понятия не имел о том, как обращаться с женщиной; не знал, как жить с женщиной под одной крышей, не знал, как спать с женщиной; ...он не знал, как устроено его собственное тело, не говоря о теле женщины; представления не имел о том, как избегнуть зачатия; ...не знал, что означает понятие «нормальная половая жизнь»; не знал, что беременность это болезнь, которая тянется девять месяцев; ...не знал и не понимал, что женатый человек, который зависит от своих родителей и родителей жены, постыдно жалок и смешон; ...он очень плохо разбирался в условиях человеческого существования и совсем не разбирался в человеческой психологии; ничего не смыслил ни в делах, ни в деньгах, — умел только их тратить; понятия не имел о том, как содержать дом в чистоте, сколько стоит провизия, как держать в руках топор или молоток, как обставить квартиру, не умел делать покупки, растопить камин... Не умел браниться с женой, делать хорошую мину при плохой игре, накормить младенца, играть на рояле, танцевать, заниматься гимнастикой, не умел еще бесчисленного множества вещей, которые необходимо знать и уметь женатому человеку...

Что до Изабеллы — почти все человеческие знания оставались для нее книгой за семью печатями. Поистине загадка — что же она все-таки знала? Она даже не знала, как покупать себе платье — мама Хартли всегда делала это за нее. Среди многого другого она не знала, в частности, как и почему рождаются дети; как спать с мужем; как притворяться, что при этом испытываешь наслаждение, когда на самом деле его не испытываешь; не умела шить, стирать, стряпать, мыть полы, вести хозяйство, покупать провизию, подсчитывать расходы; ...определить, чисто ли убрана комната; не умела управляться с Джорджем Огестом, когда он не в духе; кормить, купать и пеленать младенца; принимать гостей; ...вязать, вышивать, печь; не умела постелить постель; следить за собственным здоровьем, особенно во время беременности; ...не счесть всего, чего она еще не знала и не умела и что непременно надо знать и уметь замужней женщине.

Впрочем, и Джордж, и Изабелла умели читать и писать, молиться Богу, есть, пить, умываться и наряжаться по воскресным дням.

И потом у них была «ах, любовь»! Они «ах, любили» друг друга, Любовь — это главное, она возместит всю глупость и невежество, она будет кормить и поить их, усеет их путь розами и фиалками. Ах, любовь... брак состоялся сплошь из ax-любви и Бога, так что было уже не до здравого смысла, не до азбучных мыслей и сведений о том, что такое пол, и не до каких-либо'иных сведений, которые мы, мерзкие современные декаденты, считаем обязательными для всех мужчин и женщин. Прелестная Изабелла, дорогой Джордж Огест!..»

«Ах-любовь» у Олдингтона — это, конечно, романтическая влюбленность, которую юность принимает за «любовь на всю жизнь». Но, обольщаясь "этим, юноши и девушки вовсе не застраховывают себя от «горьких дней», от перебранок и свар, как это и случилось с героями романа Олдингтона, что привело обоих к потере чувств друг к другу. Джорджи и Изабеллы не имеют понятия о любви, а только об «ах-любви».

Как же отличить любовь действительную от «ах»? По боли за другого, по чувству ответственности за другого и узнается любовь. И способной к ней может быть только личность, то есть человек зрелый не только физически, но и социально, нравственно.

Что же нужно, чтобы стать способным не только на влюбленность, но и на любовь зрелую? Нужна зрелая личность. А для этого надо учиться, работать над собой, браться самому за воспитание себя, своих чувств.

И если вы ощущаете в себе готовность стать личностью, прислушайтесь к совету восточных мудрецов: обуздайте инстинкты, смирите высокомерие и прислушайтесь: юность — пора ученичества.