Вечный вопрос

«Дорогая редакция!, Я хочу знать, что такое любовь. Отвечайте точно и срочно», — требует пятиклассница у редакции газеты. «Можно ли любить в 13 лет?» — спрашивает девочка чуть постарше. «С товарищем по классу мы вместе ходим в кино. Что это — любовь или увлечение?» — задает вопрос ее сверстница.

А уж в возрасте 14—15 лет и вовсе трудно найти человека, которого это не интересовало бы. Бывает ли платоническая любовь? В каком возрасте приходит любовь? Для чего она — любовь? Как узнать, нравлюсь я кому-нибудь или нет? Можно ли совместить любовь с дружбой? Что делать, если я люблю, а меня — нет?.. Таким вопросам нет числа, и все они говорят о нетерпеливом желании подростка узнать как можно больше о новом, таинственном и манящем предмете. В этом возрасте меняются отношения к книгам, кинофильмам, телепередачам. Еще недавно соответствующие сцены в книгах поспешно пропускались, а в кино вызывали откровенную скуку: ну вот, опять про любовь завели волынку! Скорее бы опять пошло про приключения! А сейчас? Как раз те места, что были скучны еще в прошлом году, перечитываются и даже переписываются. Всеобщую зависть вызывает знакомство с билетером, который пропускает на фильмы, куда нельзя до 16 лет.

И все бы хорошо, но доброкачественная информация из книг, фильмов и лекций доходит не до всех. Зато буквально всем знакома фигура «знатока из подворотни», который про любовь «знает все». Он даст вам ответ на любой вопрос о любви и интимных отношениях. То, что не всякий лектор решится вслух произнести, для него — не проблема: еще как произнесет, да при этом изложит все в таких выражениях, что как дважды два станет ясно — никакой любви на свете нет, любовь выдумали взрослые, и то не для себя, а для вас, которых они все еще считают детьми. Любви нет, а есть какой-то неприличный скотский акт. И называется он так же грязно, как и совершается... Как это ни печально, многие из вас верят этой информации, если не полностью, то частично.

Такие «сведения» вредны всегда, а в вашем возрасте — особенно. Ведь именно в начале пути человеку важно не сбиться с дороги. В данном случае это надо понимать так: ты должен знать правду, чтобы стать полновластным хозяином самого себя, своих эмоций и желаний. Правда о любви и даст тебе возможность управлять своей духовной и физической силой, поможет выработать выдержку, воспитает умение владеть желаниями: если надо — осуществлять их, если надо — от них отказаться.

Но вернемся к вопросу о любви. На него нельзя ответить однозначно, если не задуматься над тем, что же мы, собственно, называем «любовью». В самом деле: мы любим мать, любим отца, братьев и сестер, любим Друзей и приятелей. Но, скажем, любовь к брату — это совсем-совсем не то, что любовь к другу. И наше чувство к Родине мы тоже называем любовью. Наконец, мы любим самих себя, стремимся к личному успеху, заботимся о своем благосостоянии, ищем надежных друзей и любимых. Здесь мы различаемся тем, что любим только себя, или еще и других, понимая, что те, кто любит только-себя (эгоисты), в конечном счете вредят себе же.

Сегодня мы поговорим о так называемой половой любви. Именно она таинственна и непонятна для многих из вас, хотя все виды любви тесно связаны и дополняют друг друга. Если человек не приучился с детства любить родителей, бабушку, братьев и сестер, он не получит настоящего удовлетворения и в половой любви.

Учиться любить — это учиться любить все живое. Малыш, восторженно следящий за полетом бабочки или перевязывающий сломанную лапку птицы, учится любить не столько бабочек и птиц, сколько людей. А его товарищ, обрывающий крылья стрекозе или тренирующийся в стрельбе из рогатки по птицам, учится жестокости и ненависти. Конечно, не стоит все упрощать и наивно утверждать, что первый ребенок, когда вырастет, будет счастлив в любви, а второго ждет страдание и разочарование. Но что первый больше подготовлен к счастливой жизни —> это точно. Он научился видеть страдания другого, он понимает, как может быть плохо другому. И он умеет восхищаться красотой другого, А любить можно только тогда, когда умеешь понимать другого.